Четверг, 04 Май 2017

Volga Fashion Week 2017: мода или традиции?

Volga Fashion Week 2017: мода или традиции?
747
Журнал Светский

Журнал Светский

Автор статьи

Международная Неделя Моды Volga Fashion Week – значимое событие для специалистов модной индустрии и, конечно, для обычных людей, которых привлекают искусство и мода. Это весомый фестивальный бренд, способный своими ресурсами зажечь новые имена на модной арене. Он объединил 5 городов: Нижний Новгород, Казань, Самару, Уфу и Пермь. С 28 по 30 апреля фестиваль проходил в Казани, в ГТРК «Корстон». Темой всего мероприятия стал актуальный в последнее время вопрос: что важнее – мода или все же традиции? Все эти дни Svetsky.ru вместе со специалистами и гостями фестиваля пытались разобраться в этом вопросе.

Организаторами мероприятия являются Юлиана Благовская, Анастасия Былинина и Дмитрий Багзин. По их словам, «первостепенная задача Volga Fashion Week – объединить дизайнеров Поволжья для создания некоммерческой организации, где дизайнеры смогут общаться между собой, обмениваться контактами, продвигать свой продукт и открывать свои шоу-румы в других городах».

yGrxtpUpmi0.jpg

«Казань – это город необычных, самобытных, не похожих ни на кого дизайнеров, которые развиваются и становятся известными также за рубежом. Поэтому, естественно, мы приехали сюда» - объясняет Алиса Лялина, координатор деловой программы VFW. Действительно, Казань вполне подходит для такого мероприятия и очень странно, что здесь их так мало. Но, как утверждает один из организаторов Илья Валов, это скоро изменится: ««После таких мероприятий проекты и шоу-румы растут как грибы после дождя. Мы уверены, что после того, как пройдет Volga Fashion Week в Казани, ждите появления подобных модных, качественных, хороших мероприятия». Что ж, будем надеяться, ведь наш город действительно нуждается в подобных проектах.

Возвращаясь к теме традиций в моде или моды на традиции можно сказать, что аспектов здесь очень много. О некоторых из них рассказала в своей лекции под названием «Традиции важнее моды. Мода и исламские традиции. Возможно ли их сочетание?» Дина Гатина-Шафикова, научный сотрудник Института истории им. Марджани АН РТ. Как выяснилось, элементы исламского стиля очень популярны в Европе и на Западе. Но каким образом исламская или национальная мода становится тенденцией? Дина попыталась объяснить: «Несмотря на то, что мы живем в эпоху глобализации, когда идет всеобщая унификация, упрощение, у общества возникает ответная реакция. Люди пытаются сохранить свою идентичность. И тогда дизайнеры начинают в своих коллекциях использовать региональные аспекты. Они чувствуют, что у людей есть потребность в каких-то этнических особенностях. И тут представители другой расы или этничности начинают носить одежду, которая им не свойственна. Так со временем она становится одеждой масс-маркета».

w2RqEOszk2U.jpg

Также Дина рассказала о татарстанских дизайнерах Алсу Гильми и Белле Кариме, которые ориентированы на исламский стиль. «Наши дизайнеры работают больше в исламском направлении, потому что это более продаваемо. Говоря о чисто татарском национальном стиле – это на данный момент подобная одежда и украшения будут иметь достаточно узкую аудиторию. Как бы мы не хотели, на данный момент это не сработает».

Отвечая на вопрос о том, как Татарстану заявить о себе в мире моды Дина говорит, что татарская мода есть, о ней знают, просто мы пока сами не умеем себя позиционировать как модное. И это на самом деле так. Мы не можем заявить о себе в мире моды как о чем-то стильном, трендовом. Пока что это лишь такие чудачества на модной арене.

На следующий день блестящую лекцию прочитал Андрей Сафинин, заведующий кафедрой «Дизайн костюма и текстиль» в Международной академии бизнеса и управления. Он рассказал о генеалогии уже русского костюма, и в этой теме есть свои особенности. Слушателям было интересно узнать, что на самом деле мы очень мало знаем о настоящем русском народном костюме. Все, что мы привыкли видеть в качестве него лишь подделка, стилизация, не имеющая ничего общего с этническим костюмом. Это связано с запретом Петра I на ношение русской одежды, которая была спрятана в сундуки и там же осталась навсегда. Дальше происходило множество трансформаций, в ходе которых мы совершенно позабыли о корнях, с головой окунувшись в европейскую культуру. После начала войны с Наполеоном, французская мода была под запретом и русским модницам ничего не оставалось кроме как обратиться к истокам – к русскому сарафану. «Стали дамы одеваться в сарафаны и кокошники, типа патриотки. Конечно, это была комедия, но порыв благородный. Никто не может обвинять бедную русскую знать в том, что они не понимали русский костюм. После шикарных французских нарядов никто не наденет настоящий крестьянский сарафан. Они делали их из французского муслина. Но это, конечно, были такие вот подделки под русский стиль и вот с этого началась наша беда, когда мы не можем одеться в русское». Именно из-за этого в мире произошла подмена понятия «русская национальная мода». Все, что мы видели у Ива Сен-Лорана, Славы Зайцева и Валентина Юдашкина – просто стилизация под русское. Нет соблюдения форм, композиции, правильного переноса основных черт русского костюма на современны й наряд. И на своем мастер-классе, Андрей это наглядно показал. Возможно эта тема могла кому-то показаться скучной, но виртуозная подача материала Сафининым заинтересует даже человека, который очень далек от моды.

XZoBeI04fUk.jpg

30 апреля, в последний день фестиваля, состоялось подписание соглашения о стратегическом сотрудничестве между неделями мод Belarus Fashion Week и Volga Fashion Week. Как утверждают главные организаторы поволжской недели моды, Юлиана Благовская и Анастасия Былинина, они лишь рады расширять границы, создавать новые сотрудничества и обмениваться опытом.

После этого состоялся круглый стол, собравший множество экспертов моды и национальных традиций. Среди них были Светлана Костенко, шеф-редактор журнала «Ателье», Светлана Падерина, редактор раздела «Дизайн» журнала «PROfashion», Анастасия Котова, глава представительства «CARLIN Creative Trend Bureau». Продолжались рассуждения о том, как скоро национальные мотивы станут главным трендом сезонов и долго ли это продолжится. Представитель Всемирного форума татарской молодежи, Табрис Яруллин поделился своим мнением об этом вопросе: «Сейчас нельзя говорить о том, что какой-то человек будет полностью одеваться в национальный костюм, он будет выглядеть как фрик. Национальная идентичность должна быть принята в свободной форме, если человек хочет себя выразить, то надевает национальный костюм. Мы стали проводить Сенной базар, но все делали по-татарски. Мы находим дизайнеров, которые делают татарские украшения, аксессуары, платья. Не все так хорошо, мы с трудом их находим. Но все же можно сказать, что в Татарстане это интересное целое явление. В России я у других народов такое не видел. Пока это далеко от высокой моды, но оно достойно внимания».
Ведь на самом деле, как бы мы не кричали о необходимости возвращения к корням, сейчас никто не оденет свой национальный костюм и не скажет, что это новая мода. Мы слишком привязаны к западной и европейской культуре, чтобы вот так просто от нее отказаться. У нас это исторически уже не заложено. Об этом говорила и Светлана Костенко, шеф-редактор журнала «Ателье»: «Невозможно сделать модным то, что не исходит от какой-то внутренней потребности людей, если в обществе принято носить национальный костюм хотя бы раз в год по праздникам, но это устоявшаяся традиция. В России такие национальные праздники, когда мы бы надевали сарафаны или косоворотки, не популяризированы».

oAxU84TrKiU.jpg

Обсуждений и споров было много. Нажия Галимова утверждала, что дизайнерам просто нужно взять и сделать крутую коллекцию в национальном стиле и тогда это станет трендом. Однако не все так просто, у аудитории тоже должен появится интерес, потребность в этом. Лишь когда будет спрос, появятся и предложения. Но на данный момент такого масштабного спроса нет.

Вечером 30 апреля в Бальном зале Корстона прошел модный показ – то, чего все так ждали и то, ради чего это мероприятие и состоялось. Хочется отметить, безусловно, отличную организацию мероприятий на протяжение всей недели моды. Лекции задерживались не более чем на 15 минут, все проходило в удобном формате общения. Но гранд-дефиле затмило все, что было до этого, своим масштабом, яркостью, живым музыкальным сопровождением и насыщенной программой. Открывала мероприятие дизайнер Алиса Гагарина с потрясающей воображение коллекцией «Призраки в доспехах». Платья из золотых перьев, яркие цвета, необычные конструкции и на десерт – модель с четырьмя клетками на плечах, в каждой из которых было по 2 голубя. Несомненно, это задало определенное настроение всему показу. На подиуме свои работы демонстрировали дизайнеры из разных городов, которые готовы заявить о себе. Также состоялись персональные показы уже признанных дизайнеров. Одним из таких показов была очень оригинальная демонстрация коллекции бренда «Devon Blake», которая своими необычными костюмами, замысловатыми танцами и потрясающей музыкой разбудили немного заскучавший зал и приковали к себе внимание зрителей и их гаджетов.

w_fnF_Rt7D4.jpg

Национальных мотивов на подиуме было достаточно. Это коллекция и Риммы Хафизовой, и Зинаиды Осиповой, и творческого коллектива «Jazzee». В рамках персонального показа была продемонстрирована коллекция казанского бренда «Shag.Shop». И здесь мы увидели то, о чем нам говорил Андрей Сафинин, то, к чему мы и должны стремиться – верно заданное направление интеграции национального стиля. Здесь прослеживаются правильные формы, взятые с традиционного крестьянского костюма, цвета, мотивы, эволюция. Это особый стиль и может быстрым взглядом мы не можем сказать, что это отсылка к русскому костюму, но приглянувшись, мы это увидим. И это правильный шаг в сторону создания собственной моды, но, конечно, не предел.

В конце состоялось награждение победителей в номинации и многие получили шанс показать себя на следующей неделе моды.
Итак, как же мы ответим на вопрос, нужна ли нам традиционная национальная мода и станет ли это трендом? По итогам всех бесед, обсуждений и показов, можем ответить – нет, сейчас трендом это не станет. Безусловно, такая мода нужна для проявления своей идентичности, для тех, кто хочет подчеркнуть свою этническую принадлежность, хочет самовыразиться. Но чтобы сделать это действительно модным и актуальным, нужно придумать что-то очень интересное, создать бум, когда все дизайнеры будут диктовать именно такую моду. Пока что это лишь оригинальный способ выделиться из толпы, и может такой и стоит остаться традиционной моде. Ведь если это станет глобальным трендом, то потеряет свою значимость. Но если такая мода и станет массовой, то явно не сегодня и даже не завтра.

Автор: Виктория Федюшкина
Фото: Андрей Высоцкий, Салават Хадыев

Поделиться!