04 Сентября 2018, 07:18

Напечатанный дом

Напечатанный дом

Дом печати - одно из самых ярких архитектурных сооружений центральной улицы Баумана и настоящая достопримечательность Казани.
Его история началась в 1930-ых годах, когда правительство Автономной Татарской ССР решило построить единый комплекс для редакции основных изданий республики и современного полиграфического производства.

-SCQGOTOpVU.jpg

В то время Татария занимала одно из первых мест в РСФСР по наименованию и тиражу газет, журналов и книжной продукции. Здесь выпускалось 39 наименований журналов и других периодических изданий, 75 наименований газет, в том числе многотиражные. В здании находились редакции двух главных республиканских газет – «Советской Татарии» и «Социалистик Татарстан». С 1923 года в Казани издавался сатирический журнал «Чаян» («Скорпион»), с 1926 года – журнал «Азат хатын» («Освобожденная женщина»). Новые произведения татарских писателей печатал журнал «Казан утлары» («Огни Казани»).

J0up51BbPGo.jpg

Такой индустрии был просто необходим собственный мир. По результатам конкурсных работ был выбран проект яркого представительства конструктивизма – инженера-консультанта Татгосиздата Семена Самойловича Пэна и появился Дом печати. По проектам архитектора ранее были построены клуб типографии «Красный пролетарий» в Москве (Краснопролетарская ул., д. 32) и Дворец печати в Баку (1931). Пэн сумел спроектировать комплекс издательства так, что на Баумана вышла только редакционная часть. Типография, состоящая из двух корпусов, где печатались не только газеты и журналы, но и все книги Татарского издательства (Татгосиздат), оказалась за главным корпусом, во дворе. Ведущие издания республики и все отделы Татгосиздата переехали в Дом печати весной 1935 года. Наряду с редакционным комплексом была сдана в эксплуатацию новая типография, которой присвоили имя революционера Камиля Якубова.

ieh_sv6RV_o.jpg

Здание Дома печати – ассиметричное усложненное сооружение, состоящее из разновысотных объемов, расположенных по улицам Баумана, Кави Наджми и Профсоюзной. Его архитектурный образ – рациональное сочетание объемов и форм, с использованием ленточных окон, опоясывающих стены, и чередованием выступающих и заглубленных частей, визуально обогащающих объемно-пластическую композицию и придающих зданию легкость и выразительность.

Фасадная стена, выходящая на улицу Баумана, состоит из двух частей, между которыми находится оригинальная «вкладка» в виде композиционной оси. Это вертикальный, полукруглый в плане выступ в середине центрального объема.
По первому этажу боковых объемов проходит открытая галерея с большими круглыми колоннами, расположенными с шагом 5,2 метра перед остекленными витринами торговых залов.

qbBEt4GiGXQ.jpg

В 1930-ые и последующие года в Доме печати располагалось несколько ведомств и организаций, связанных с книжным делом: Государственный комитет ТАССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли (позднее – Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Республики Татарстан), Татарское отделение Союза писателей СССР, который объединял более 130 писателей и вел работу с 200 молодыми и начинающими авторами. В 1934-1937 годах его возглавлял Кави Наджми, а в 1939-1941 годах Муса Джалиль. Стены Дома печати буквально пропитаны творческим духом: здесь располагался клуб писателей имени Габдуллы Тукая, в 1941 году в нем выступал А.Н.Толстой, а в 1942 году – А.А.Фадеев и М.Джалиль. богемная жизнь, бурлящая литературными событиями и необыкновенными встречами, с начала 1974 года постепенно стала угасать, когда часть организаций, располагавшихся в Доме печати, переехала в только что отстроенный корпус Татарского газетно-журнального издательства (ныне – офис «Татмедиа») на улицу Декабристов.

Материал подготовлен благодаря: www.history-kazan.ru, www.wikipedia.org

Поделиться!