09 Августа 2016, 00:00

Искусство улиц: интервью с Сергеем Овсейкиным, ZUKCLUB

Искусство улиц: интервью с Сергеем Овсейкиным, ZUKCLUB

3 августа в Казани стартовал фестиваль уличного искусства ibis street art/street food. Специально для него Сергей Овсейкин — основатель и лидер московской стрит-арт команды ZUKCLUB — создал работы, которые легли в основу передвижной выставки «Сны о городе». Картины Сергея путешествует по городам-участникам проекта. Все работы выполнены в стиле глитч-арта, поэтому изображения города в привычном понимании на них нет — ни схем, ни четких линий улиц, ни знаковых мест, ни открыточных панорам. Это, скорее, образы, воспоминания, эмоции, художественно переосмысленные впечатления, которые подарили Сергею путешествия по городам.
ZUKCLUB – московская стрит-арт команда, основанная в 2002 году. Уличные работы ZUKCLUB можно встретить в городах России, Европы, Азии и Латинской Америки. Арт-команда была признана лучшей в номинации «Стрит-арт проект» в 2014 году за серию работ «Наследие».

Журнал "Светский" не смог обойти стороной вопрос уличного искусства и узнал, что волнует представителей стрит-арт движения у главного идейного вдохновителя фестиваля - Сергея Овсейкина:



– Когда встречаешь творческих людей, интереснее всего узнать, что вдохновило их на данный путь самореализации. Как начиналась ваша история?
В далеком 1998 году, когда с появлением волны хип хопа в страну пришли такие субкультуры как скейтбординг, брейк данс и граффити. Я и мои одноклассники, как вы понимаете, выбрали последнее. Долгое время, до 2005 года, мы рисовали на поездах и заборах, а потом я привез из Берлина книгу известного стрит-арт художника Шепарда Фейри – с этого года в стране и появилась новая волна уличных рисунков, которая в дальнейшем получила название «стрит-арт». Фактически, мы стали его первооткрывателями в России.
– Объединение ZUKCLUB существует уже 14 лет: расскажите, что означает это название, и как получалось, что вы работаете вместе столько лет?
Аббревиатура «ЗУК» изначально ничего не значила, и в один прекрасный момент нам надоело всем объяснять это, и мы придумали расшифровку – «Зебра Улетела Куда». Как я говорил, первоначальный коллектив состоял из меня и моих одноклассников, но в институте я нашел еще 4 художников, которые также вошли в состав группы. В целом можно сказать, что состав команды постоянной меняется – на данный момент ZUKCLUB представляет собой такой коллектив, куда могут попасть не только другие художники, но и просто люди, схожие с нами по идеям.


– То есть, ZUKCLUB – это больше компания единомышленников или все-таки эффективная рабочая команда?
Скорее, клуб по интересам – как движение, своего рода субкультура. С другой стороны, каждый, наверное, воспринимает и команду, и свою роль в ней как-то по-особенному – логично, что у всех свое видение. Например, я воспринимаю этот проект как собственного ребенка, занимаюсь ею больше 15 лет и ассоциирую со своим именем.
– Любое творчество несет в себе цель – какую цель преследует ZUKCLUB? Каких позиций придерживаются ваши участники?
Есть маленькие цели, которые мы стараемся решать каждый день, а есть глобальная – в контексте второй мы, ZUKCLUB и наши современники, уличные художники, хотим создать новую страницу в истории искусства страны. В 90-х все старое было потеряно, и пока что создано очень мало. Я надеюсь, у нас получится оставить свои наработки для художников будущих поколений.
– Если коммерческий заказ интересен в реализации с технической стороны, но противоречит каким-либо жизненным принципам, возьметесь за него?
Мы не работаем над проектами, связанными пропагандой того, что нам идеологически не близко, но почти за все другие готовы браться. Мне кажется, самое важное – определиться: хочешь ли ты вообще заниматься искусством или нет. Упорство всегда, в любом случае приносит плоды, и неважно, платят мне или нет – я все равно буду это делать, как и делал раньше. Искусство ведь по большей части создается не ради искусства, а ради себя самого.


– Существует ли решающий фактор при выборе новой локации?
Нам всегда интересно место – оно порождает эскиз. Если место не нравится – мы, как правило, не беремся за проект. Но и здесь могут быть исключения. Например, в 2009 в Москве прошел первый фестиваль монументального искусства, и нам тогда предложили нанести рисунок на пятиэтажное здание – это был первый раз, когда мы легально нарисовали настолько большую работу в столице.
– Почему вам в большей мере хотелось бы создавать искусство за пределами России?
У нас еще с советских времен любили все иностранное, и с тех пор мало что изменилось. Сейчас, если тебя хотят за границей, то и тут отрывают с руками, а по-другому никак. Есть еще такой фактор как «неприкосновенность эскиза» – в Европе, Америке существует правило, согласно которому клиент не вмешивается в работу художника. Позвал – и они рисуют все, что хотят. Процесс согласования там тоже намного проще – у нас нужно перед работой взять тонну документов в управе, а там же можно просто договориться условно с главным по дому, не ставя в известность власти.
– Ваши прогнозы в становлении стрит-арт культуры в России, и какой вклад в ее развитие готова внести ваша команда и лично вы?
Если рассматривать уличное искусство в целом, то мне кажется, что в России ему предстоит долгое восхождение, поэтому быстрого результата мы не ждем и воздушных замков на этот счет не строим. И нам только предстоит разобраться с терминологией. Сейчас стрит-арт – это во многом субъективное понятие. Если мы посмотрим на работы известных художников этого направления, то порой бывает очень сложно отнести их к стрит-арту. Мой вклад и вклад команды в будущее российского стрит-арта определять пока рановато – пусть это сделают специалисты и художники, когда то будущее, о котором мы говорим, все-таки настанет.
– Какую из своих работ вы считаете наиболее яркой и решающей в творчестве?
У нас есть несколько крайне значимых проектов для нашей группы – например, проект Богема для музея ПЕРММ или 3000 кв.м. живописи на так называемой «улице граффити» в Вене. Еще я могу выделить прошлогоднюю нашу работу в Венесуэле – мы тогда стали первыми художниками, нарисовавшими муралы в Латинской Америке.
– За работами какой стрит-арт группы или художника вы следите пристальнее всего и откуда черпаете вдохновение на новые проекты?
Мы следим за современниками – это и заставляет постоянно двигаться вперед, не сидеть без дела, и вдохновляемся великими художниками, о которых узнавали еще в институте. Я считаю, если ты не обладаешь обширной базой знаний о том, чем профессионально занимаешься, то намного сложнее прийти к стоящему результату, сложнее выработать осознанную позицию, свое видение и оригинальный стиль.

Поделиться!