23 Мая 2014, 00:00

Чтобы и тело, и душа

Чтобы и тело, и душа

Какие бы идеи ни вкладывали создатели автомобилей в ту или иную модель, как бы ни оттачивали концепцию, настраивали управляемость или просчитывали комфорт, объединяет их идеи кузов автомобиля. На английском «кузов» часто обозначается как body, т. е. тело. И какой бы красивой ни была душа, концепция автомобиля, без подходящего тела – кузова – все усилия разработчиков сойдут на нет. В реальности именно кузов определяет общую привлекательность, комфорт, безопасность и срок службы автомобиля. Поэтому производители, в целях привлечения покупателей, так вольно и широко трактуют конструкции практически всех видов кузовов, нередко выводя на рынок «новые».

На самом деле все «новые» – это хорошо забытые или заново «придуманные» старые типы кузовов. Тот же седан – статистически самый распространенный в мире кузов привычно воспринимается только 4-дверным. На самом деле он легко мог иметь и две двери. Главное для этого типа кузова – полноразмерные сиденья и три объема: моторный отсек, багажное отделение и пассажирский салон. Название этого типа кузова произошло от названия провинции и города во Франции, где в XIX веке производились популярные во всей Европе кареты той же компоновки и с двумя дверями.

Компания Volvo привезла на автосалон в Женеве 2014 г. Estate Concept shooting brake – концепт нового XC90 с кузовом шутинг-брейк. Не менее футуристичный полноприводный «стреляющий» Ferrari FF V12 с тем же кузовом уже появился на дорогах Европы. Что же такое  этот шутинг-брейк? Это – «8 мест, включая водителя, багажник, вмещающий 4 ружья, патроны, провизию и пару чемоданов», как его описывал журнал «Коммерческий транспорт» за 1908 год. В наше время к спортивному убийству животных эти машины не имеют отношения. Теперь это 2-дверное купе-универсал на 4–5 человек, весьма комфортное и быстрое. А в багажнике вместо окровавленного охотничьего трофея теперь возят клюшки для гольфа и наборы louis Vuitton для пикника с шампанским.

Иногда для оживления рынка проще скрестить купе и седан в «4-дверное купе», чем создавать что-то, по классическим канонам. Изготовить эффектный пассажирский кузов брогам (Brougham) со съемной крышей над передним рядом сидений, конечно, можно, но вряд ли в наши дни его можно будет эксплуатировать повсеместно. С таким кузовом выпускались великолепные

Bugatti Type 41 (Royale) Coupé Napoleon; Bugatti Type 41 Coupe de Ville; Rolls-Royce Phantom II. Название типа кузова Brougham затем стали использоваться как термин, обозначающий автомобили повышенной комфортности. Этот термин успешно использовался американскими компаниями для маркировки шикарных версий авто, да так широко, что даже Daewoo выпустила свой Daewoo Brougham.

Что может быть романтичнее родстера-кабриолета? А если кабриолеты запретить? Тогда альтернативой им послужит родстер с кузовом типа тарга. Он получил популярность в 70-е годы 

XX века, когда Департамент транспорта США пытался запретить опасные при опрокидывании кабриолеты и родстеры. Тарга – тип кузова легкового двухместного автомобиля с жестко закрепленным стеклом, дугой безопасности сзади сидений, съемной крышей и задним стеклом. Первым автомобилем с таким кузовом стал в 1966 г. Porshe 911 Targa, названный так в связи с участием Porshe в гонках Targa Florio. В 80-е годы автопроизводители отстояли кабриолеты, снабдив их мощной дугой безопасности, усиленной рамой ветрового стекла и даже выдвижными дугами безопасности. С тех пор тарга называют любые родстеры с несъемной дугой позади салона и со съемным центральным сегментом крыши. Тарга с продольной балкой называется T-top. Балка увеличивает жесткость кузова. Съемная крыша такой конструкции состоит из двух съемных панелей, как на Nissan 300 ZX T-roof или ВАЗ-2108 Тарга, опытный образец которого построили в 1988 году, представьте себе, в Центре стиля АвтоВАЗа. Но кузов получился сложным и дорогим в производстве. В 1992 г. единственный построенный экземпляр был утилизирован.

Не так-то просто построить хороший кузов, даже если его уже придумали другие. В Mercedes свое «4-дверное купе» CLS проектировали целиком, а другие, экономя на процессе, свои кузова делали похожими на таковое купе фактически лишь выштамповками по кузову и дверям. Так что, обольщаясь необычным кузовом того или иного автомобиля, стоит убедиться, что его названию соответствует и его конструкция, и концепция автомобиля в целом.

Jaguar XJS Lynx Eventer, этот шутинг-брейк – один из самых красивых автомобилей.

 

Кузов по ГОСТу

С 1 января 1985 года приказом по управлению конструкторских и экспериментальных работ Министерства автомобильной промышленности СССР был введен отраслевой стандарт на основные термины и определения типов кузовов легковых автомобилей. И хотя промышленность выпускала максимум 4–5 видов кузовов, документ содержал описание даже таких идеологически чуждых, как кабриолет и лимузин.

Легендарный кузов брогам свое название получил от экипажа ХIХ века. Английский лорд Брогам, будучи высоким человеком, испытывал затруднения при посадке и выходе из карет, дверь в которых располагалась посреди салона. В 1838 году лорд по своему эскизу в каретной мастерской Barker and Company заказал новый экипаж. Это была небольшая закрытая карета с двухместным сиденьем сразу за дверным проемом и без боковых окон в задней части салона. Кучер, как и полагалось, находился снаружи. Конструкция кареты со временем стала очень популярной.

Bugatti Type 41 Royale Coupé Napoleon – один из самых впечатляющих автомобилей с кузовом Brougham.

 

Porshe 911 Targa 2014 года создавался по классическим лекалам, но с применением современных технологий. Это уже не привычный с 1995 г.

Porshe со сдвижной стеклянной крышей, а классическая тарга со съемной центральной секцией, дугой безопасности и прозрачным колпаком сзади. Через столько лет – снова к классике жанра. 

Mercedes CLS63 Shooting Brake - 

Не автомобиль, а яхта!

Поделиться!