16 Сентября 2015, 00:00

Чудо фаст-фуда

Чудо фаст-фуда

Казалось бы, пресса прожужжала все уши, что фастфуд – это вредно, но откуда тогда у него столько поклонников по всему миру? Только ли секрет его популярности заключен в идеальном сочетании вкусовых добавок и удачном маркетинге? Да и можно ли просто объяснить этот сложный культурный феномен?

Идентификация

Слово «фаст-фуд» (fast food) в переводе с английского означает – «быстрая еда» и ничего больше. Это любая еда быстрого приготовления, а вернее быстрого доведения до пригодного для употребления состояния. Считать фаст-фудом исключительно продукцию сетевых заокеанских и европейских закусочных как минимум поверхностно. Быстрая еда отнюдь не изобретение ХХ века, ее история куда глубже.

Любой полуфабрикат длительного хранения, требующий минимум обработки может смело претендовать на звание фаст-фуда или стопроцентно им являться. На приготовление биг-мака, нужно немногим меньше времени, чем на варку пельменей. Лапша быстрого приготовления доходит до кондиции, чуть быстрее, чем окаменевший эчпочмак из бездрозжевого теста, который при доливании внутрь кипятка, быстро превращается в великолепное питательное блюдо. Обычная сосиска, сваренная в кипятке, бьет рекорд скорости приготовления.

И это все – классический фастфуд, который порой можно встретить не только на полевой кухне и дешевой забегаловке, но и в дорогом ресторане. Равиоли, клецки, паста – это фаст-фуд, и если он приготовлен из качественных продуктов, опытным поваром вряд ли кто-то осмелится высказаться на предмет вреда такой пищи.

_725168_orig.jpg

Фастфуд как искусство

Многие национальные кухни не гнушаются фаст-фуда. Доведя его приготовление до уровня высокого искусства. На этом фоне огульные суждения о его тотальном вреде, выглядят не более чем досужей болтовней. Более того, существуют образцы быстрой еды, которые диетологи могут приводить качестве примера вкусной и полезной пищи.

В Испании много лет работает сеть под названием Fast Good ("Фастгуд") созданная известным кулинаром Ферраном Адриа Там делают свежевыжатые соки и собственные молочные коктейли без консервантов. Аппетитный гамбургер с мякотью авокадо за 6 евро или жареный цыпленок по-мавритански ценой около 7 евро, помогут не только основательно подкрепиться, но и ознакомиться с новыми рецептами приготовления привычной пищи.

Живущим в Канаде любителям индийской кухни, несказанно везет. У них есть фаст-фуд, чье название звучит как "ВЕДА". Еда там приготовляется без масла, грамотно, согласно принципам ведической кулинарии применяются специи – вот весь секрет популярности этой сети. Ланч на вынос стоит около €6.

15.jpg

 

От покупателей нет отбоя

Первый органический сетевой ресторан в Нью-йорке, чье название звучит как – ГАСТорганикс, предлагает натуральные без примесей и химии продукты, то же касается и мебель и униформы официантов. При приготовлении пищи использется только очищенная вода, все варится, жарится и печется с применением солнечной энергии и новейших технологий. Не удивительно, что тарелка супа из репы, свеклы и пастернака стоит $8.

В британской сети закусочных Pret a manager 225 точек. Треугольные сэндвичи с рыбой или курицей, свежей зеленью и соусами, не включают никакие пищевые добавки и консерванты, и стоят в районе €3. Все, что не продано за день, передается на благотворительные цели, так что шансы нарваться на что-то несвежее равны нулю.

Главное изобретение шеф-поваров японского конкурента Макдональдса – рисовый бургер, Традиционную булочку в нем заменяет лепешка из риса с добавлением пшена и ячменя. Существуют экзотические добавки в виде распаренных нарезанных листьев местного лопуха. С ароматной начинкой лепешку продают за $ 3.7.

Ну и наконец, японская сеть для любителей супов – звучащая как Машрум Дилайтменю состоит из 40 позиций, Их и каждая продается на вынос. Тыквенный по-хоккайдски обходится в $6.

Фастфудное мышление

Оригинальные коробочки с китайской лапшой уверенно завоевывают мир во всех полушариях. Первооткрывателями китайской кухни за пределами Поднебесной по праву считаются США. Активная иммиграция китайцев после Второй мировой войны, привнесла в культуру Америки элементы традиций, в том числе национальную кухню. На это же время в США приходится всплеск развития фастфуда, именно поэтому уличная китайская еда в удобных бумажных коробочках приобрела небывалую популярность. Преимущества коробочек в том, что бумага, является надолго сохраняющей еду теплой и свежей экологически чистой и безопасной тарой. В такой упаковке лапшу и другие блюда легко транспортировать и разогревать.

Тогда западная цивилизация, переняв изобретение тысячелетней культуры, сформулировала основные принципы фаст-фуда: быстро, просто, доступно, вкусно! Именно в такой последовательности. Что бы, не говорили, постоянно требующие к себе внимания диетологи, эмоциями потребителей управляют не секретные пищевые добавки и изощренная реклама, а простейший резон – получить сытную еду без томительных ожиданий! Замечено, что фаст-фуд стал частью жизни культур ценящих время, а наиболее популярные его блюда, заимствованы из культур, имеющих о времени весьма неконкретное представление.

 

О вреде

Как говорил один, не напрасно живший писатель: Жизнь – вредная штука, от нее умирают. Вред той или иной пищи в современном индустриальном обществе, определяется не ее качеством, а неправильностью и частотой употребления. Безусловно, потребитель должен влиять на империи общепита заставляя их играть по взаимоприемлемым правилам. Но с ними в отличие от производителей неконтролируемой еды, приготовленной и продаваемой в неподобающих условиях, проще договориться. Быть лучше и полезнее фаст-фуд может заставить лишь конкуренция. Это именно тот случай, когда количество переходит в качество!

Поделиться!