03 Июля 2015, 00:00

Зеленый коридор

Зеленый коридор

Новый тренд – следовать принципам экологичной моды – взяли на вооружение многие европейские и даже российские бренды. К сожалению, нет полной уверенности, что шубы из искусственного меха и свитера из переработанного пластика обязаны своим появлением заботе дизайнеров о природе. Однако поиски решений не могут не радовать.

Пионером экодвижения в моде по праву считается Стелла Маккартни. Своих этических принципов — не использовать натуральные кожу и мех, постоянно увеличивать количество органического хлопка, отказываться от сильнодействующих красителей — она придерживается с момента основания бренда в 2001 году. Полностью следуя своим убеждениям и вне работы, Стелла не употребляет мяса. Справедливости ради стоит заметить, что заменитель кожи, которые использует марка Stella McCartney, ничем не уступает натуральному материалу. Он обходится компании на 70 процентов дороже оригинала, Стелла создает его из эластичного биркифлора (материала из акриловых и полимерных волокон), прочного вегетана (смесь полиуретана и хлопка) и утилизируемого пластика. На экопроблематику Маккартни подсадила даже Gucci Group, которой принадлежит ее бренд: офисы компании работают на энергии ветра

Лидер премиум-сегмента Louis Vuitton не афиширует, что делает самые дорогие в мире сумки только из кожзаменителя, но это признанный факт. Однако вряд ли деятельность марки приносит пользу окружающей среде, скорее наоборот: в бутиках Louis Vuitton никогда нет распродаж, и все нераспроданные изделия неактуальных коллекций подвергаются беспощадному уничтожению.

Итальянский бренд Loro Piana производит ткани премиум-класса из мериносовой шерсти Австралии и Новой Зеландии, а также превосходный кашемир из сырья Китая и Монголии. С 1994 года марка обладает эксклюзивным правом использовать в своих изделиях самую дорогую шерсть в мире – шерсть перуанской викуньи, которая в семидесятых годах была занесена в Красную Книгу. В результате жестокого истребления поголовье этих животных уменьшилось всего до 5000 особей в мире. Долгое время добыча шерсти викуньи была под запретом, и только в девяностых Loro Piana приобрела уникальное право на добычу драгоценнейшего волокна. Компания открывала лаборатории, финансировала научные исследования и селекционные программы, и добилась того, что сейчас добыча шерсти этих овец стала совершенно безопасной.  Один раз в два года с одного животного собирают не больше 250 граммов шерсти. Франко Лоро Пиана основал заповедник общей площадью 2000 гектаров, предназначенный исключительно для сохранения этого вида и изучения викуньи в ее естественной среде обитания.

Изобретение самой экологически чистой ткани в мире (и, скорее всего, самой дорогой) – волокна из стеблей водного лотоса – тоже принадлежит  LoroPiana. Производство ткани также ограничено, с учетом того, что труд полностью ручной. LoroPianaLotusFlowerFabric® - настоящий эксклюзив. Сначала вручную собираются стебли лотоса, затем их ломают, получая на местах перелома тягучий сок в виде нитей. Стебли перекручивают, тем самым соединяя эти нити, и вытягивают волокно в длину. В течение суток его нужно спрясть, иначе оно высохнет и станет непригодным. Необычная ткань, которая получается в итоге, похожа на лен или необработанный шелк – практически не мнется, чрезвычайно легкая и дышащая. Проекты компании – это не только прогрессивные и новаторские решения, но и удовлетворение самых взыскательных человеческих запросов с уважением к окружающей среде.

В конце прошлого года шведский гигант H&M представил актрису Оливию Уайлд в качестве лица экологичной линейки H&M Conscious Exclusive.  Вещи линии выполнены из экологичных материалов, среди которых пенька, органические лен, хлопок, шелк и натуральная кожа, а также вторично переработанный (!) бисер.

Актриса Эмма Уотсон же приняла предложение нераспространенной у нас марки People Tree, которую основала Сафия Мини, автор эко-движения «Справедливая торговля». People Tree не терпит искусственных красителей и синтетики, предпочитая вторично переработанные материалы. Вещи марки производятся исключительно в странах Юго-Восточной Азии.

Сиенна Миллер, Ева Герцигова и Кейт Бланшетт являются поклонницами экологически ответственной марки Ciel, а жакеты, платья и женственный, почти воздушный трикотаж с французским напылением (ciel в переводе с французского означает «небо») появлялись на страницах Vogue. Чтобы попусту не расходовать драгоценные экоткани, в Ciel наладили безотходное производство (предполагающее тотальную переработку остатков трикотажа), причем не только из органического хлопка, но и из шерсти альпака, шелка и льна. Принты наносятся красителями, не содержащими вредного для кожи азота. А ведь известно, что для создания одной футболки обычным способом необходимо около 7 столовых ложек химикатов. 

Вообще, вторично переработанные материалы используются в легкой промышленности довольно широко, и мы очень часто носим такую одежду, даже не подозревая об этом, хотим того или нет. Масса марок, особенно бюджетных, предпочитает материалы, что называется, б/у. Например, марке Patagonia принадлежат около двадцати патентов в области производства одежды для спорта и отдыха, и большинство – с экологичным уклоном! Отказавшись в 1996 году от использования обычного хлопка, Patagonia занялась разработкой новых высокотехнологичных тканей на основе полиэстера из переработанных пластиковых бутылок и отслуживших свое вещей. Еще одно ноу-хау компании — специальное водоотталкивающее средство, которым обрабатывают верхнюю одежду, тем самым вдвое продлевая ей жизнь. И это лишь часть работы, проделанной брендом альпиниста и экоактивиста Ивона Шуинара, про которого Крис Маллой даже снял фильм 180º South.

Голливуд просто не мог остаться в стороне от экотренда, и это хорошо поняла выпускница Парсонской школы дизайна Дебора Линдквист. Она создает экологичную одежду для голливудских звезд и их собак под маркой Deborah Lindquist Eco Fashion Brand, пытаясь как-то поженить экологичность с кутюром, и даже запустила коллекцию «зеленых» свадебных платьев. В ее тканях присутствуют конопля, органическая шерсть, альпака, соевый шелк, ингео (что-то вроде полиэстра растительного происхождения) и сиселл — целлюлоза с добавлением морских водорослей, обогащенных ионами серебра. В клиентах марки числятся Сара Джессика Паркер и Гвен Стефани.

Экотренд медленно, но верно дошел и до обуви. Наверняка вам знакома марка Melissa, чьи туфли похожи на застывшее желе. Производят обувь Melissa из поливинилхлорида нового поколения под названием Melflex — монопластика, получаемого в результате вторичной переработки и с легкостью перерабатываемого заново. Благодаря Melflex марка, по сути, решила основную проблему пластиковой обуви, сделав ее удобной, дышащей, гипоаллергенной и нетоксичной. Токсичным нельзя назвать и сам процесс производства: 99 % отходов, включая воду, красители и сам пластик, также подвергаются вторичной переработке. Melissa привлекает к работе именитых дизайнеров вроде Вивьен Вествуд и Жан-Поля Готье.

 

Австралиец китайского происхождения Марк Лю — создатель инновационной методики zero waste, предполагающей кардинальные изменения в дизайне. Марк долго исследовал технологии производства нанотканей, не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду, и наконец-то представил на Неделе моды радикальное решение проблемы отходов, составляющих, по подсчетам экспертов, от 15 до 20 процентов от общего количества расходуемых тканей. Почти бесшовная методика зиждется на выкраивании общего лекала как каркаса модели, который дошивается за счет оставшихся лоскутов. Гарантировать производственный zero waste дизайнеру позволяет компьютерный скрининг. Что до самого дизайна, то Марк Лю — поклонник геометричных жестких форм и драпировки. Почему — несложно догадаться.

 

Российские дизайнеры тоже пробуют экологичный фэшн на вкус, но пока, к сожалению, довольно робко. На волне возросшего интереса к приставке нано-, дипломированный биохимик Людмила Норсоян взялась за исследование материалов на основе стали, угля, меди и кевлара – материала для армирования автошин. Однако натуральный, органической окраски трикотаж по-прежнему остается визитной карточкой Людмилы. Инновации в эко-технологиях внедряет бренд «Твое» - в частности, технологию bio-polish. Благодаря ей трикотаж не только становится более мягким и приятным в носке, но и долгослужащим, что очень важно в эпоху масштабного перепроизводства. В настоящий момент «Твое» также инвестирует в разработки технологий по вторичной переработке тканей.

Спортивные марки тоже в теме. Nike c 1993 года практикует программу Reuse-A-Shoe, предполагающую переработку спортивной обуви в специальных центрах. Материалы-компоненты отслуживших свое кроссовок и кед размельчаются до размера гранул, из которых заново производится новый продукт или даже спортивная площадка. В 2008 году Nike представили линию продуктов, произведенных без токсичных материалов. Тогда же спортивным гигантом было обещано к 2020 году сократить отходы на 17 процентов и увеличить присутствие экологически чистых материалов на 20 %.

А вот Adidas будут делать ткани их отходов со дна океана и откажутся от использования пластиковых пакетов в своих магазинах. Компания объявила о сотрудничестве с Parley for the Oceans — проектом, призванным привлечь внимание к проблеме загрязнения океанов. В рамках сотрудничества будет создано волокно из переработанных отходов, сброшенных в океан, которое, в свою очередь, будет использоваться для производства одежды и, возможно, обувных заготовок. Это не первый опыт подобного сотрудничества для Parley for the Oceans: ранее с создателями проекта работал голландский ретейлер G-Star Raw. Итогом стала линейка денима из пластмассовых отходов. А вообще первой, кто запустил линию экоденима, была компания Levi’s. В нее вошли наиболее популярные модели джинсов — 506-я мужская и 570-я женская, из стопроцентно органического денима, причем на кнопках из кокосовой скорлупы и с неоцинкованной металлической молнией. С 2011 года линия экоденима из переработанных пластиковых бутылок присутствует в ассортименте Topshop: над ней работала группа дизайнеров во главе с музыкантом Фарреллом Уильямсом. 

Как видите, модная индустрия не стоит в стороне от глобальных проблем и делает довольно много для сохранения планеты, умело приумножая собственные бюджеты и улучшая имидж. Но носить джинсы из переработанных пластиковых тарелок или из волокна лотоса – согласитесь, не одно и то же. Важно грамотно сделать собственный выбор, и, тем самым, собственный вклад в благое дело.

                                                         

Поделиться!