19 Октября 2016, 14:22

Слава Зайцев: «Культуры Москвы и Казани – это небо и земля»

Слава Зайцев: «Культуры Москвы и Казани – это небо и земля»

Владелец собственной галереи – о своем творчестве, почему в Казани нет конкуренции для художников, и чем столица Татарстана отличается от Москвы.

О творчестве
Я учился в художественной школе рядом с домом и в художественном училище. Идея создавать картины без красок пришла ко мне случайно. Порой я рисовал портреты на разные праздники, и не всегда под рукой были краски. Тогда я начал творить с помощью подручных материалов. И так случайно все понеслось.
Мне нравится этот стиль за его сложность. Здесь постоянно какие-то препятствия. Допустим, сейчас я делаю картину о Габдулле Тукае, и с помощью фотографий из его архива пытаюсь подобрать фон. Где-то цвета должны быть светлее, где-то темнее. Но в итоге из кусочков фотографий получится реалистичная картина. Краски – это слишком просто, скучно.
Картина о Тукае информационная. В процессе ее создания я буду вставлять тексты на арабском, русском и татарском языках, известных персонажей автора, таких как Шурале. Так зритель сможет через картину получить информацию о поэте, можете увидеть целую историю. Сейчас я стараюсь двигаться именно в таком направлении. К примеру, я хочу создать коллаж об улице Толстого, и в одной картине рассказать историю целой улицы.
Все мои работы мне дороги. Каждую последнюю я считаю своей любимой. Но, наверное, самая дорогая для меня это картина «Сын». На каждую работу уходит разное время, в среднем 2-3 недели. Все зависит от удачи и настроения. Порой если удается хорошо подобрать тон, и цвета хорошо ложатся, то могу выполнить работу и за 3 часа. Забавный случай, одну из моих маленьких картин в Москве очень дорого оценили, а другие большие работы, над которыми я трудился долго, оценивали за меньшие суммы. 

jyENOpdSzS8.jpg Kveck3GTNJE.jpg

О галерее
Конечно, с открытием галереи мне помогали. Каждый художник мечтает о собственной галерее, и я считаю, что мне очень повезло. Если говорить о Казани, то я не знаю, кто бы еще смог держать персональную галерею. В основном моими посетителями являются туристы, благодаря им я могу держаться на плаву. Но думаю, что постепенно галерея начнет приносить прибыль.
Частенько я слышу от посетителей вопросы: «А что это такое? Нужно платить, чтобы посмотреть на картины?». Была один раз смешная ситуация. В галерею пришел посетитель сорока пяти лет и у нас с ним состоялся диалог:
Я: Вы были до этого в галерее или музее?
Мужчина: Нет
Я: Как же так получилось, что за всю свою жизнь вы ни разу не ходили в музей?
М: Да как-то не хотелось
Я: А в стриптиз-бар вы ходили?
М: Ходил, конечно
Я: Ну там вы платите, чтобы на девушку посмотреть, а здесь менталитет другой, вы платите, чтобы посмотреть на картины.

Обычно люди идут в музей или галерею целенаправленно, ведь они находятся в отдельных зданиях. Моя же галерея находится внутри торгового комплекса, и за счет этого наши посетители – это люди, которые случайно идут мимо. Это и было моей идеей: открыть галерею так, чтобы люди могли заходить в нее попутно - сходил за хлебом и зашел в галерею. Я хочу, чтобы люди начали к этому привыкать.
У меня есть ученики. Они просто приходят в мою галерею, и я даю им полною свободу для творчества. Сейчас в галерее только мои работы, но постепенно я хочу прийти к тому, чтобы выставлялись и другие художники в направлении hand made. 

qTqz1NLt5qM.jpg iBSTuCqRGoI.jpg

О культуре в Казани
Культурных казанцев много. Вопрос в том, что для них нет таких культурных мест, к которым они могли бы привыкнуть. Возьмем, к примеру, рестораны. Люди как привыкли ходить в одно и то же место, так и ходят. В искусстве то же самое. Здесь в Казани нет такой привязки, как в Москве, там есть галереи, которые придерживаются определенного стиля. Здесь такого нет. Могу выделить лишь «Смену», которая придерживается интеллектуального направления. Во всех остальных галереях при входе вы увидите красивую живопись, а после них какие-нибудь «кляксы». Люди не могут к этому привыкнуть, потому что естественно у каждого человека свой интерес к определенному направлению. И им не интересно когда все напихано как попало. Аудитории много, но ходить им некуда.
Я создал в Казани нереальные условия для творчества: вы можете приходить в галерею, когда вам удобно, делать все что хотите в любом формате. Но в итоге учеников очень мало. Не заложено еще это у нас в менталитете. Многие жители Казани даже не знают, что означает слово «галерея».

r7pb6JcXqNc.jpg ecCwOUgjCRI.jpg

Казань и Москва
Культура Москвы и Казани – это небо и земля. Можно проследить на примере моих мастер-классов. В Казани я проводил мастер-класс, который длился 4 часа, мы делали бабочку. Стоимость его составила 1500 рублей. В итоге собиралось 5-6 человек, я платил за аренду помещения и материалы. Постоянно приходилось самому доплачивать. Когда же я устраиваю мастер-классы в Москве, то просто пишу об этом в статусе «ВКонтакте». В итоге собирается группа из 15 человек, и хотят прийти еще 15. Желающих в два раза больше, и они готовы платить по 5 тысяч за мастер-класс.
В Казани мы все когда-нибудь да ездили в деревню копать картошку. В Москве о таком даже не слышали, для них все овощи растут в Ашане. То есть у нас уходят умственные силы и время на то чтобы копать эту картошку, а они эти силы тратят на собственное развитие.
В Москве бешеная конкуренция, в Казани же ее совсем нет. Здесь не существует рынка. Да, у нас много художественных школ, училищ, но где покупать картины? Мы выращиваем много творческих личностей, но на что им жить, творить? Если в Москве ты сделаешь какую-то дурацкую выставку, то больше к тебе в галерею никто не придет. А в Казани можно хоть накакать посередине зала, и люди все равно будут ходить, потому что пойти больше некуда. У нас рынок только зарождается. «Смена» уже начала прокладывать к этому тропинку. 

recS5W5048Y.jpg gQEoUSdLIf8.jpg

О своем имени
А фамилия у меня настоящая. Всех же волнует этот вопрос? Мама назвала меня не в честь известного русского модельера, когда я родился, он вообще еще не был известен. Меня просто так назвали. Тем не менее, мое имя приносит мне посетителей. Часто бывали ситуации, когда люди приходили ко мне и удивленно хлопали глазами, спрашивая, где платья. То есть, когда читают о моей галерее, то многим хватает названия и того, что ей владеет Слава Зайцев. Но когда они приезжают, то видят не платья, а картины.

О планах на будущее
Сейчас у меня есть интересный проект: я создаю портрет Путина из росписей людей. А в будущем я задумал сделать все то же самое, но роспись будет платной, и все деньги будут уходить на создание приютов для животных или восстановление архитектуры. Постепенно, когда подписи будут накапливаться, люди будут видеть, как их небольшой вклад приносит изменения, и даже кому-то помогает.

Автор: Карина Афанасьева

Поделиться!