28 Марта 2018, 09:24

Александр Маленков: «Глянцевый журнал - это информационное гурманство»

Александр Маленков: «Глянцевый журнал - это информационное гурманство»

16 марта в баре Snob состоялось выступление главного редактора журнала MAXIM Александра Маленкова и актрисы Лукерьи Ильяшенко с литературно-сценической программой «Жизнь с препятствиями». До выступления, Светский пообщался с писателем о глянце, увлечениях и писательской карьере.

Как обычно проходят ваши литературные чтения?

Я уже пару лет выступаю с чтением вслух своих произведений. Рассказы, миниатюры, эссе, диалоги, монологи, в основном юмористического характера. Это имеет некоторый успех, к моему удивлению. Обычно я привлекаю актеров и актрис для проведения чтений.

В каких городах вы уже успели побывать?

Мы часто ездим в составе проекта «БеспринцЫпные чтения» с другими ребятами-писателями. И мы как Ласковый май, в разных составах выступаем. География наших выступлений достаточно широкая. От Лондона и Сан-Франциско до горнолыжного курорта в Новокузнецке. Люди, когда хотят развлечь публику чуть более интеллектуальным, чем музыка или стенд ап, зовут нас. Я больше всего люблю выступать в залах, на театральных площадках, где темно и люди не достают телефоны.

Всегда встречают хорошо?

Знаете нет, бывало и плохо. Публика разная. Бывает сложно, когда люди думают, что пришли на зрелище, а тут кто-то бубнит по бумажке.

Вы уже 16 лет возглавляете журнал MAXIM, не устали?

Нет, а как можно устать? Когда ты занимаешься любимым делом, ты никогда не устанешь. Я в детстве делал стенгазеты. Фотографировал сам, писал сам, вывешивал сам - я просто обожал это делать. Да я до сих пор этим занимаюсь, потому что мужской журнал - это точно стенгазета. Ну и хорошая новость, теперь мне за это еще и платят.

А как же вдохновение?

Ну конечно вдохновение нужно, но когда у тебя есть дедлайны... Мне легче работается, когда у меня есть заказчик. Когда я пишу прозу, мне приходиться себя уговаривать «Ну Саша, садись, напиши». Мне нужна какая-то инстанция, которая ставит сроки. Работая в глянцевом журнале, у тебя есть издательский дом, у тебя есть сроки - и ты должен их выполнять, ведь твоя работа действительно кому-то нужна. Ждать идеального состояния - бесполезно, нужно просто брать и делать. Тебе всегда будет казаться, что прошлый номер был лучше, а сейчас не очень, что когда-то было лучше, чем сейчас. Это неизбежно.

Вы ленивый человек?

Да, достаточно ленивый. То есть заставить себя сделать что-то без бонусов, мне очень тяжело. Хорошо, когда ты влюблен, потому что ты знаешь «Вот я покажу этот текст девушке и ее это обязательно рассмешит». Как муза вдохновляет, например. Или когда тебе нужны деньги, лень моментально куда-то девается. Я не дисциплинированный.

Чем занимаются ваши родители?

Мама у меня врач, но в свое время она тоже очень хотела писать, но не вышло. Пришлось пойти по стопам родителей и стать врачем. Она вообще пошла в медицину, потому что Чехов был врачем. Мама мне привила любовь к литературе, к печатному слову. Папа у меня был фотограф. Сочетание этих генов оказалось подходящим для работы в журнале.

Каким вы видите журнал через 10 лет?

Да он не то, чтобы как-то кардинально менялся за это время. Я думаю, он уже будет совсем престижным некоммерческим продуктом, потому что процесс перетока рекламных денег из бумажных носителей в цифровые продолжается. Очень много усилий сейчас у нас уходит на сайт, социальные сети, рассылки и видеопродакшн. А журнал, будет оставаться неким символом, он будет не очень толстым, все так же глянцевым, и все лучшие материалы и фотосессии будут собраны в нем.

Если через 10 лет в нашу жизнь войдут складные экраны, если телефон можно будет разложить до размера бумажного разворота, то журнал будет там жить очень уютно. Потому что журнал - это все-таки разворот, это картинки, это последовательная история. Ты заранее программируешь читателя на то, как и в каком порядке он будет смотреть журнал. Я всегда сравниваю восприятие журнала с церемонным обедом, когда есть смена блюд, закуски, горячее, десерт, кофе. А в телефоне у тебя идет поток чипсов, без всякой осмысленности сочетания. Журнал - это информационное гурманство. И я надеюсь, что он не исчезнет.

Глянец умирает?

Он очень плохо себя чувствует, он скорее станет нишевым продуктом, но не исчезнет.

Ставку делаете на интернет-ресурсы?

Ни один журнал сейчас не может выжить, если у него нет цифрового воплощения. Потому что журналы выживают исключительно за счет рекламы. Был единственный пример - журнал Сноб, товарища Прохорова. Там не было никакой коммерческой составляющей и теперь он вынужден перейти на квартальную печать. А все остальные журналы исключительно коммерческие и выживать только за счет рекламы бумажной - трудно, потому что основные деньги в интернете. Поэтому наше основное время и силы уходят теперь на сайт. А журнал продолжает оставаться моим любимым детищем.

Как началась ваша карьера в журналистике?

Случайно. Я работал программистом, но всю жизнь хотел писать. У меня была некая дилемма в жизни, куда поступать и где потом работать. На прикладную математику было идти легче, там было на одного репетитора меньше, денег было мало, собственно поэтому я и закончил свою специальность. Мне абсолютно одинаково и то, и то нравилось. Плюс, честно говоря, писать научиться невозможно, ты можешь только чуть-чуть улучшить свои навыки. Это либо есть, либо нет. Поэтому смысла в гуманитарном образовании нет никакого, в отличие от технического. Где тебе действительно все показывают и учат работать с огромным потоком информации. Так что я закончил отделение прикладной математики Московского института приборостроения и стал программистом.

Мои знакомые на тот момент работали в журналах и предложили мне что-то написать. Ну я и попробовал. Всем понравилось. И в дальнейшем я уже делил свое время между программированием и журналистикой.

Настал счастливый момент, когда я смог получить штатную должность редактора сайта и получилось так, что я пришел к своему призванию постепенно. Это был такой кайф, когда я смог помахать ручкой всем заказчикам и базам данных, и наконец получать хорошие деньги за то, что мне действительно нравилось делать.

Вы строгий руководитель?

Вовсе нет, мне даже как-то странно быть руководителем до сих пор. У нас конечно вольница и как говорят взрослые - делегирование полномочий. Если я вижу, что у кого-то все получается, я могу выкинуть это из головы. У нас есть сроки и каждый знает, что именно к этому сроку журнал должен быть собран. Я всегда за качество жизни и когда становился главным редактором, мне все говорили «Ой ты станешь редактором и почувствуешь власть, это такой наркотик». В общем я до сих пор не понял в чем власть. По началу было трудно руководить людьми, которые старше тебя и оценивать их работу. Я всегда за партнерство, равенство, за команду - мне эта концепция ближе.

Какие три главных качества работника глянцевого журнала?

Прежде всего это творчество и креативность, дисциплина и универсальность (если мы говорим о журналистах). Я знаю массу людей, которые замечательно пишут, но только на интересные для них темы. А найти универсала очень трудно. Он должен уметь и описать флакончик с духами, и о спорте написать, и взять интервью у звезды.

Как вы относитесь к критике?

Есть критика осмысленная, когда люди вдумчиво разбирают мои работы, критикуют, может даже и хвалят. Это интересно и ты это принимаешь. А есть допустим критика в интернете. Люди просто хотят поругаться, они тебя не знают, они тебя не читали - это просто грязь. Вначале это меня очень сильно расстраивало, но потом я перестал воспринимать с серьезностью.

Наверное самый интригующий вопрос. Преимущественно парни или девушки работают в редакции журнала MAXIM?

Это страшный секрет конечно, но в основном мужской журнал MAXIM сочиняется девушками (под мужскими псевдонимами конечно). На самом деле, в разные времена было по-разному, но вот сейчас сложилась такая ситуация. Чем мне нравятся сотрудники женщины, они могут выносить статику. Мужчинам нужна постоянная динамика, как бы у него хорошо все ни шло. Они слишком долго одно и тоже делать не могут, они все куда-то рвутся. У меня были шикарные редактора парни - но для них всех это был лишь этап.

Какие планы и цели на этот год вы себе уже поставили?

Я вот в том году уже всем рассказывал, что собираюсь закончить роман. Этого не произошло, я был очень разочарован. Я то думал, чтобы написать роман, нужно всем об этом рассказать. Оказалось не так. С осторожностью могу сказать, что цель у меня на этот год прежняя.

Текст: Влада Черепанова

Поделиться!