07 Августа 2014, 00:00

Свияжск – арена театральных действий

Свияжск – арена театральных действий

Место особенного ритма. Памятник архитектуры, истории и души человека. Городок тишины, давних страданий и забытых людей. Потрясающий по красоте остров, совсем недавно бывший закрытым и неизведанным для нас уголком. Все это - об острове-граде Свияжск. Сколько историй хранят его жители!

Теперь есть возможность изучить и прочувствовать этот остров новым способом. Театральная лаборатория Олега Лоевского, в Свияжске проводящаяся уже в 3-й раз, за основу всех постановок на этот раз взяла именно остров-град. Организаторы – фонд поддержки современного искусства «Живой город», министерство культуры РТ и музей «Остров-град Свияжск».

Отправиться для изучения, как же работают театральные деятели на острове, мне посчастливилось с директором фонда «Живой город». Разговоры о постановках, актерах, режиссерах были отличным вступлением к тому, что происходит на площадке. Ритм Свияжска показался мне по-доброму ленивым и размеренным, повсюду царила расслабленность. Но это лишь на первый взгляд. Как выяснилось очень быстро, драматурги работали над текстом до ночи, а режиссеры и актеры не переставали «штурмоваться». Атмосфера напоминала пионерский лагерь – очень много молодых, определенное расписание, и, самое главное, - бесконечное творчество, деятельность, в которой каждому отведено свое дело.

Девять дней - три режиссера – три драматурга – три направления в формате site-specific. Все три покажут вам Свияжск с новой стороны. Это понравится и тем, кто всегда хочет узнать больше, и тем, кого не устраивают сухие факты, и тем, кто просто не любит экскурсии со школьных времен, к примеру.

Первым делом рассказать о своей команде и творении берется главный режиссер Елецкого драматургического театра, который родом из Казани, - Радион Букаев. Он еще помнит Свияжск в начале 80-х годов прошлого столетия. Команда Букаева кажется самой многочисленной, да и конечный вариант их эскиза по площади должен охватить весь остров-град. Он, драматург Ирина Васьковская, актеры работают над мифами и легендами Свияжска, а эскиз будет своего рода невероятно интересной «бродилкой».

Группа соберется в каком-либо месте и актеры вместе с ними будут путешествовать по Свияжску. Но это не совсем тот Свияжск, который они себе представляют, он будет иным. Он будет на не этих мощеных улицах, а в каких-то камерных местах. Думаю, что участник экскурсии, человек из Казани, который раньше здесь был, он получит новые смысл и знание об  этом городе, а главное – удовольствие от этого прохождения, - делится тем, что ожидать зрителям, режиссер эскиза о мифах и легендах. 

Поток идей, как можно было догадаться, был внушительным и разнообразным, так что окончательный вариант, как гости и жители города увидят театральную экскурсию по своему городу, увидим только 9 августа.

Следующая пара – это петербургский режиссер, ученик Льва Додина Георгий Цнобиладзе и драматург Полина Бородина из Екатеринбурга. Их команда трудится над темой вербатима. По несколько часов они записывают рассказы и воспоминания местных жителей, далее – подолгу расшифровывают, сохраняя все стилистические особенности героев, чем они и занимались в то время, когда «Светский» изучал театральную лабораторию. Поэтому в команде вербатима царили тишина, спокойствие и сосредоточенность. Затем, с соблюдением всех нюансов настоящих историй этих людей, актеры-студенты будут воспроизводить их.

Это очень важно для профессии! Все люди единичны, уникальны, пусть это не всегда видно. Разобраться в этом и найти уникальность этих людей, это отличная работа для актеров. Наблюдение. Продвинутое, углубленное наблюдение, не только внешнее, но и внутреннее. Это может пригодиться и в будущем, когда, например, занимаетесь Шукшиным, у вас есть персонаж, а вы не знаете, как его играть. Приехали в Свияжск, нашли кого-то, кто похож и играете на абстрактного деревенского деда, а конкретного дядю Сашу! - рассказывает о пользе такого вида эскизов режиссер Георгий Цнобиладзе.

На самом деле здесь все люди, если с ними подольше пообщаться, особенны. Везде так. Молодые парни рассказывали нам, что они ничем не занимаются. Но и не уезжают отсюда. Говорят, что здесь что-то держит. Родные, близкие…

Нам очень запомнился дедушка, который рассказывал про любовь. Ну какой еще дедушка так будет делать? Зашла тема про его жену, при разговоре о ней будто по щелчку изменился, начал нежно рассказывать, как они любили друг друга и были единственными. «Она ждет меня, я ее жду, все просто! Мы встречались, ходили на улицу, а что дальше ходить? Пошли в сельсовет и зарегистрировались, я ее любил и она меня любила. Что еще в жизни надо?», - делятся впечатлениями от жителей Свияжска актеры Олег Ершов, Роман Романьков и Михаил Гранкин.

Но любовь будет присутствовать не только как основополагающее в жизни одного из персонажей вербатима. Для ценителей романтики режиссер Павел Зобнин и драматург Ярослава Пулинович готовят настоящую историю любви, развернувшуюся в начале прошлого столетия с местными юношей и девушкой. Летопись семьи Артемьевых-Слободских стала доступна потомкам благодаря сохраненным письмам. Переписка, начавшаяся еще, когда они оба были влюбленными студентами в 1900 году, переживающими вместе все невзгоды и радости. На основе этих писем, при чтении которых будто держишь в руках произведения Льва Толстого и постоянно напоминаешь себе, что это реальная история, и будет 3-ая site-specific. К воспроизведению в новом формате подошли достаточно необычно – главную женскую роль исполнит юная студентка казанского театрального училища, необыкновенно лучезарная Лена Качиашвили, а мужскую – опытный актер и педагог Бобков Владимир Александрович.

Это так…романтично! Необыкновенно, что люди раньше могли именно так писать друг другу о любви. Эти обращения, например, «голубка моя», потрясающие. Есть интересные описания, тайные, конечно, окружающего их быта. Какого-то педагога они называли Ведьмой или безобразной жабой, что-то подобное. Институт, в котором учились, они прозвали «Тюрьмой».

А что касается лаборатории, то, я думаю, что работа с Владимиром Александровичем будет большим потрясением для меня. И школой. Я уже участвовала в лаборатории, мне очень нравится эта творческая атмосфера, когда актеры, режиссеры еще сами не знают, что из этого выйдет. И сплочение у них больше, чем когда режиссер гнетет актеров и навязывает им что-то. Все творцы и все наравне, - восхищается всем происходящим Лена Качиашвили. 

Особенный дух этого острова-града лучше всего подходит особенному духу театралов. Режиссеры создание этих трех постановок называют проверкой своих идей, анализом того, как их можно применить дальше. Что из этого получиться, и каким предстанет Свияжск в новом свете, давайте все посмотрим 9-го августа, начиная с 3 часов дня. Подарите себе одну из самых необычных суббот лета, вход – свободный, а до острова довезут специально организованные автобусы.

Поделиться!